Программа развития МБДОУ 37 2020-2024 гг

СОГЛАСОВАНО
Начальник
Управления образования
администрации г. Азова
___________ Е.Д. Мирошниченко

УТВЕРЖДАЮ
заведующий
Подписан: Трут Марина
Викторовна
______________/М.В.
Трут/
DN: C=RU,
Приказ № ____ от
____________
OU=заведующий,
O=МБДОУ №37 г.Азова,
CN=Трут Марина
Викторовна,
E=azovdou37@mail.ru
Основание: Я являюсь
автором этого
документа
Местоположение: г.Азов
Дата: 2021.06.09 16:18:
25+04'00'

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКИЙ САД № 37 Г. АЗОВА
НА 2020 - 2024 ГОДЫ

Принято:
на педагогическом совете
Протокол №___________
______________________

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование
Программы
Основание для
разработки
Программы

Программа развития Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский
сад общеразвивающего вида№ 37 г. Азова (МБДОУ
№37 г. Азова)
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Постановление Правительства РФ от 23.12.2005
№751 «Концепция модернизации российского
образования до 2020 года»;
 Государственная программа Российской
Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утверждена распоряжение
Правительства РФ от 15 мая 2013 года №792-р);
 Концепция развития образования РФ до 2020 г.
(распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);
 Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
 Стратегия инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года
(распоряжение Правительства Российской
Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
 Приказ Министерства образования и науки
Российской федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
 Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 15.05.2014 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных
организаций».
 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2014 №
1014 « Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности
по основным образовательным программам –
образовательным программам дошкольного
образования».
2

Разработчик
программы

Руководитель
программы
Проблема

 Устав
Муниципального
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 37 г. Азова
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
общеразвивающего вида № 37 г. Азова. Адрес:
346780, г. Азов, пер. Петровский 2-д.
Телефон: (86342) 3-62-21.
Трут Марина Викторовна, заведующий
 Обеспечение
системно-деятельностного
подхода
к
управлению
коллективом,
инновационными
процессами,
качеством
образования, формирование правового поля
учреждения
в
соответствии
с
новой
государственной образовательной политикой, в
условиях реализации ФГОС
дошкольного
образования, становление открытой, гибкой и
доступной системы образования.
 Повышение качества образования и воспитания
в учреждении через внедрение современных
педагогических технологий, в том числе
информационно-коммуникационных.
 Необходимость повышения результативности
педагогического труда, его качества, внедряя
современные образовательные технологии.
 Создание
в
детском
саду
системы
интегративного образования, реализующего
право каждого ребенка на качественное и
доступное
образование,
обеспечивающее
равные
стартовые
возможности
для
полноценного физического и психического
развития детей, как основы их успешного
обучения в школе.
 Недостаточная готовность и вовлеченность
родителей в управление качеством образования
детей через общественно-государственные
формы управления.
 Необходимость
расширения
сферы
дополнительных образовательных услуг.
 Создание условий, для повышения доступности
качественного образования, соответствующего
современным
потребностям
общества,
обеспечивающих развитие и саморазвитие
детей, а также развитие их творческого
3

потенциала,
перевод
учреждения
в
инновационный режим деятельности
Назначение
Программа развития предназначена для повышения
программы
качества образования в ДОУ через создание в
детском саду системы интегративного образования,
реализующего
право
каждого
ребенка
на
качественное
и
доступное
образование,
обеспечивающее равные стартовые возможности для
полноценного физического и психического развития
детей, как основы их успешного обучения в школе.
 определения
модели
и
перспективных
направлений развития ДОУ;
 внедрения
комплекса
оздоровительнообразовательных мероприятий направленных
на сохранение и укрепление здоровья детей.
 обогащения и усовершенствования предметноразвивающей
среды,
способствующей
формированию общей культуры, развитию
физических, интеллектуальных и личностных
качеств воспитанников.
 обеспечения
роста
профессиональной
компетентности педагогов ДОУ в части
освоения педагогами технологий в интеграции
областей.
 усовершенствования взаимодействия ДОУ с
родителями воспитанников
посредством
организации
совместной
эффективной
деятельности и их участия в образовательном
процессе.
Статус программы
Нормативный документ ДОУ, переходящего в
инновационный
режим
жизнедеятельности
и
принявшего
за
основу
программноцелевую
идеологию
развития.
Стратегический
план
осуществления
актуальных
и
перспективных
нововведений в учреждении, образовательных
потребностей и социального заказа.
Цель программы
Совершенствование системы управления,
обеспечивающей реализацию широкого спектра
образовательных услуг с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка, потребности
семьи и общества путем последовательного
наращивания потенциала развития ДОУ.
Основные
задачи
 определение
модели
и
перспективных
программы
направлений развития ДОУ;
 внедрение
комплекса
оздоровительно4

образовательных мероприятий направленных
на сохранение и укрепление здоровья детей;
 обогащение и усовершенствование предметноразвивающей
среды,
способствующей
формированию общей культуры, развитию
физических, интеллектуальных и личностных
качеств воспитанников;
 обеспечение
роста
профессиональной
компетентности педагогов ДОУ в части
освоения педагогами технологий в интеграции
областей;
 усовершенствования взаимодействия ДОУ с
родителями воспитанников
посредством
организации
совместной
эффективной
деятельности и их участия в образовательном
процессе;
 развитие
системы
государственнообщественного управления ДОУ на основе
включения родителей управленческий процесс;
 организация набора дополнительных платных
услуг с учетом желания детей и запроса
родителей.
Сроки
реализации Данная Программа разработана до 2022 года и
Программы
предусматривает следующие этапы развития:
1 этап: 2020 г. Организационно-подготовительный.
2 этап: 2021-2023 гг. Практико – реализационный.
3 этап: 2024 г. Рефлексивный (аналитическиинформационный).
Основные
Коллектив Муниципального бюджетного
исполнители
дошкольного образовательного учреждения детский
мероприятий
сад общеразвивающего вида№ 37 г. Азова,
Программы
воспитанники ДОУ и их родители
Важнейшие целевые
индикаторы и
показатели
Программы

Целевые показатели Программы сформулированы
как система индикаторов успешности реализации
каждой из задач, составляющих содержание и
структуру Программы:
 качественный уровень образования детей;
 уровень оснащенности в соответствии с
возрастными и гендерными особенностями
дошкольников;
 рост степени информированности населения о
состоянии деятельности в ДОУ;
 установление тесного взаимодействия с
социальными партнерами;
5

 создание
развивающей
предметнопространственной среды соответствии с ФГОС
ДО;
 обучение сотрудников ДОУ на курсах
повышения квалификации различного уровня и
направленности,
переподготовка
педагогических работников;
 аттестация на присвоение квалификационной
категории (высшая);
 участие педагогов в мероприятиях различного
уровня;
 численность педагогов, ставших победителями
и призерами конкурсов различного уровня;
 внедрение
новых
образовательных
технологий;
 участие родителей в проектной деятельности;
 привлечение родителей и детей к участию в
совместных
мероприятиях,
внедрение
нетрадиционных форм работы;
 рост престижа ДОУ;
 развитие
общественно-гражданских
форм
управления в ДОУ;
 привлечение внешних партнеров к реализации
инновационной политики и, как следствие,
привлечение внебюджетных средств
Ожидаемые итоговые Прогнозируемые
результаты
реализации
результаты
Программы
реализации
 сформированность ключевых компетенций
Программы
дошкольников, в соответствии с целевыми
ориентирами ФГОС ДО;
 заключение
договоров
с
социальными
партнерами;
 объем средств, привлеченных улучшению
материально-технической базы ДОУ;
 доля педагогов, прошедших повышение
квалификации для работы по ФГОС ДО –100%;
 доля педагогов, прошедших аттестацию на
присвоение квалификационной категории
(высшая) до 100%;
 доля педагогов, представивших опыт работы
через
мероприятия,
форумы,
конкурсы
профессиональной
направленности
муниципального,
всероссийского
и
международного уровней, в профессиональных
6

Организация
контроля за
исполнением
Программы

изданиях и средствах массовой информации до 75%;
 доля педагогов, ставших победителями и
призерами
конкурсов
педагогического
мастерства,
методических
разработок,
авторских
программ
муниципального,
регионального и всероссийского уровня до 5%;
 доля педагогов, реализующих проекты – до
100%;
 доля родителей, принимающих активное
участие в проектной деятельности – до 85%;
 доля
родителей,
удовлетворенных
образовательными услугами - 100%;
 уменьшение
числа
воспитанников,
пропустивших ДОУ по болезни - до 3 д/д;
 доля
родителей (семей), принимающих
активное участие в образовательном процессе,
в мероприятиях ДОУ – до 85%;
 предоставление
консультационной
услуги
семьям, нуждающимся в поддержке в
воспитании
детей
раннего
возраста
(консультативный пункт)- до 10 человек;
Контроль за исполнением программы развития
ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии
с законодательством осуществляют: администрация,
сотрудники
и
родители
ДОУ,
Управление
образования администрации г. Азова

7

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе дошкольного воспитания - начальном этапе
непрерывного образования - остро обозначилась проблема кардинального
изменения ее содержания, форм и методов организации. Такое положение
вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов
развития конкретных образовательных
учреждений.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном
пространстве требует обновления не только содержания дошкольного
образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми,
формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного
образа жизни.
Все это требует разработки инновационных программ дошкольного
образования,
соответствующих
современному
уровню
развития
педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей, лучшие
образцы отечественного и зарубежного опыта.
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности
для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:
 с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
 с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных
мотивировать детей;
 с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
 с расширением инновационных программ профессиональной
подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством
коммуникативной компетентности и искусством мотивирования
поведения детей.
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению
образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения,
развития и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся
условий, в соответствии с новой Программой развития, которая будет являться
продолжением предыдущей программы.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития
дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих
возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия
к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей в сотрудничестве со
взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и
безопасности, создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное
образование в ДОУ.
Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 37 г.
Азова (далее – ДОУ) на 2020–2024 гг. – нормативно-управленческий документ,
определяющий специфику содержания образования и особенности
8

образовательного процесса и управления, определяющий стратегические
направления развития образовательной организации на среднесрочную
перспективу.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ
1.1. Общие сведения о ДОУ
Общие сведения о МБДОУ №37 г. Азова
Официальное
полное Муниципальное
бюджетное
дошкольное
наименование учреждения (по образовательное учреждение детский сад
уставу)
общеразвивающего вида № 37 г. Азова
Сокращенное
наименование МБДОУ № 37 г. Азова
учреждения
Юридический и фактический 346780, Россия, Ростовская область г. Азов,
адрес:
пер. Петровский 2-д.
Тип
Дошкольное образовательное учреждение
Год основания
Введено в эксплуатацию в 2013 году
Учредитель
Муниципальное образование «Город Азов».
Функции и полномочия учредителя выполняет
Управление
образования
администрации
города Азова
Руководитель ДОО
Заведующий МБДОУ №37 г. Азова Трут
Марина Викторовна
Телефон/факс
8 (863-42) 3-62-21
e-mail
azovdou37@mail.ru
Адрес сайта в Интернете
Режим работы

Лицензия
на право ведения
образовательной деятельности

http:// 37azov.tvoysadik.ru.
Режим работы: с 6.30- до 18.30 (двенадцать
часов)
ежедневно в режиме пятидневной рабочей
недели,
суббота, воскресенье – выходной день
Серия 61ЛО1 № 0001073 от 04 марта 2014
№3813

1.2.
Организационно-правовое
обеспечение
деятельности
образовательного учреждения
Организационно-правовое обеспечение деятельности МБДОУ №37 г. Азова
Наличие свидетельств
о внесении записи в Единый
Серия 61 №007397310
государственный
реестр
9

юридических лиц
о постановке на учет Российской
Серия 61 №007146362
организации в налоговом органе
по месту ее нахождения
Наличие документов о создании образовательного учреждения:
Наличие Устава
Утвержден
приказом
Управления
образовательного
учреждения
образования администрации г. Азова
(дата утверждения вышестоящими
организациями
или Ростовской области № 851 от 22.12.2015 г.
учредителями);
соответствие
Устав
МБДОУ
№37
г.
Азова
Устава
образовательного
соответствует законам
учреждения требованиям закона
и иным нормативным правовым актам
«Об
образовании»,
Российской Федерации
рекомендательным
письмам
Минобразования России
Наличие локальных актов образовательного учреждения:
— коллективный договор
— правила внутреннего трудового распорядка
— положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
— положение о Педагогическом совете
— положение о Родительском комитете
— положение о Попечительском совете
— положением об Общем собрании работников МБДОУ №37 г. Азова
— положением о порядке комплектования Учреждения
— положение о работе с персональными данными сотрудников Учреждения
— положением о работе с персональными данными воспитанников и
родителей (законных представителей) Учреждения
— положением о должностном контроле Учреждения
— положением об организации работы по охране труда и безопасности
жизнедеятельности Учреждения
2.4. Перечень лицензий на право ведения образовательной деятельности:
Лицензия
на
право
осуществления
серия Серия 61ЛО1 № 0001073 от 04 марта
образовательной
2014 №3813
деятельности
Вывод: все нормативные локальные акты в части содержания,
организации образовательного процесса в ДОУ имеются в наличии.
2. Структура образовательного учреждения и система его управления
Структура управления
Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Уставом общеобразовательного учреждения и на
основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
10

Единоличным исполнительным органом МБДОУ № 37 г. Азова
является заведующий Трут Марина Викторовна, который осуществляет
текущее руководство деятельностью образовательного учреждения.
Коллегиальными органами МБДОУ № 37 г. Азова являются:
 Общее собрание работников - высший орган самоуправления;
 Педагогический Совет - осуществляет методическое руководство
деятельностью учреждения;
 Попечительский
совет,
который
является
добровольным
объединением благотворителей, созданным для содействия внебюджетному
финансированию МБДОУ № 37 г. Азова и оказанию ей организационной,
консультативной и иной помощи.
 Родительский комитет, задачами которого является содействие
МБДОУ в создании условий для осуществления образовательного процесса.
Деятельность коллегиальных органов самоуправления регламентируются
Уставом МБДОУ и локальными актами учреждения.
Вывод: Система управления Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №37 г.
Азова ведется в соответствие с существующей нормативно-правовой
базой всех уровней управления дошкольным образованием, со структурой
управления и имеет положительную динамику результативности управления.
1.4. Контингент воспитанников дошкольного образовательного
учреждения
Численность
обучающихся
по
реализуемым
образовательным
программам за счет бюджетных ассигнований в 2020 году составила 116
человек. Из них: мальчиков – 57, девочек - 59
В учреждении функционирует 4 возрастных групп / структурных единиц.
Из них:
 Общеразвивающей направленности - 4 групп.
В группах
общеразвивающей
направленности
осуществляется
реализация
образовательной программы дошкольного образования.
МБДОУ №37 г. Азова представительств и филиалов не имеет.
Все группы однородны по возрастному составу детей.
Предельная наполняемость групп детьми устанавливается исходя из
расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Сведения о группах/структурных единицах
Структурная
Направленность
Возраст
единица
Вторая
группа
раннего возраста
Младшая группа

Общеразвивающая
Общеразвивающая
11

от 2 до
3 лет
0т 3 до

Колво
групп
1
1

Колво
детей
27
30

Средняя группа

Общеразвивающая

4 лет
от 4 до
5 лет
от 6 до
7 лет

1

30

Подготовительная
Общеразвивающая
1
29
группа
Всего:
4
116
Контингент воспитанников, в основном, социально-благополучный.
Преобладают дети из полных семей, рабочих и служащих, родители которых
имеют в большинстве высшее образование. Опекунских семей нет, но есть
родители –инвалиды.
Социальный портрет семей воспитанников
Показатели
2019г.
2020г.
Количество
%
Количество
%
Количество семей
116 семей
116 семей
Тип
семьи
воспитанников
 Полная семья
 Неполная семья
 Многодетная семья
 Опекунская семья
Количество родителей
Образовательный
уровень
 Высшее образование
 Среднее
профессиональное
образование
 Среднее
образование
 Незаконченное
среднее образование

108
8
12
нет
224 родителей

93 %
7%
11 %
0%

111
5
12
нет
227 родителей

96 %
4%
11 %
0%

135
83

60%
37 %

129
90

57 %
40 %

6

3%

8

4%

0

0%

0

0%

Вывод: все возрастные группы были укомплектованы полностью.
1.5. Содержание образовательной деятельности и характеристика
воспитательно- образовательного процесса
Содержание образовательного процесса в Учреждении определяется
Образовательной программой МБДОУ №37, разрабатываемой, принимаемой
и реализуемой самостоятельно коллективом МБДОУ в соответствии с
Федеральными государственными стандартами дошкольного образования и с
12

учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой.
Дополнительно в работе используются парциальные программы и
технологии:
o физическое развитие – Программа «Театр физического развития и
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Н.Н.Ефименко,
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» автор
Р.Б.Стёркина,
o познавательное развитие
- Программа «Юный эколог»
С.Н.Николаева
o художественно-эстетическое развитие – Программа художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
И.А.Лыкова
- Художественный труд в детском саду. Программа «Умелые ручки» автор
И.А.Лыкова
- «Театр - творчество - дети» автор Н.Ф.Сорокина
o речевое развитие - Программа развития речи дошкольников
О.С.Ушакова,
o социально-коммуникативное развитие – Программа «Приобщение
детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва
- Региональная программа «Родники Дона» автор Р.М. Чумичева
Все это программно-методическое обеспечение позволяет коллективу
эффективно выполнять государственные стандарты, направленные на
развитие познавательной, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности
ребенка
Работа коллектива ДОУ ведется в соответствии с нормативными
документами и годовым планом. При организации образовательного
процесса учтены принципы интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
В основу организации образовательного процесса определен комплекснотематический принцип планирования. Образовательная деятельность
осуществляется в процессе организации различных видов детской
деятельности
(коммуникативной,
трудовой,
познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения ) с
ведущей игровой деятельностью, а также в ходе режимных моментов, в
самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями
воспитанников ДОУ. Обязательным условием реализации всех программ и
использования
технологий
является
личностно-ориентированный
характер взаимодействия сотрудников ДОУ с детьми. Личностноориентированное взаимодействие и ответственность педагогов за качество
образования позволяют наиболее полно удовлетворять образовательные
13

потребности детей, запросы родителей, что эффективно повышает качество
воспитания и образования в целом.
Дополнительное образование
МБДОУ № 37 г. Азова оказывает дополнительные образовательные услуги
в форме организации кружков по интересам на бесплатной основе. В 2020
году функционировало 4 кружка по познавательному, художественноэстетическому, социально-коммуникативному развитию дошкольников, в
которых занимались 60 воспитанников.
Платные образовательные услуги в учреждении не оказывались.
Организация дополнительного образования
№

1

Кружки, секции,
студии
Вокальный кружок
«Домисолька»

2

«Мукасолька»

3

Экологический
кружок «Юный
эколог»

4

«Маленький
патриот»

Образовательные
программы

Методическое обеспечение

Рабочая программа
«Домисольк»
«Лепка и
тестопластика »
И.А.Лыкова

«Юный эколог»
С.Н.Николаева

Рабочая программа
«Маленький
патриот»
И.В. Логвинова

Перспективное
планирование;
«Учим петь» Т.Н.Орлова,
«Забавное сольфеджио»
Л.Ю. Абелян; «Как Рыжик
научился петь»
Перспективное
планирование;
«Лепка и тестопластика »
И.А.Лыкова
Перспективное
планирование;
«Экологические занятия с
детьми 6-7лет»
Т.М.Бондаренко;
«Не просто
сказки»(экологические
рассказы, сказки,
праздники) Н.А.Рыжова;
«Неизведанное рядом»
О.В.Дыбина
Учебно- тематический
план; «Нравственнопатриотическое
воспитание
дошкольников»
М.Д. Маханева

Количество
обучающихся

15

15

15

15

Платные образовательные услуги в учреждении не оказываются.
Анализ данных по посещению детьми занятий дополнительного образования
показывает снижение показателя по охвату в связи с переходом на
дистанционный режим, что является закономерным.
Социальное партнерство
Совместная работа с организациями дополнительного образования,
культуры и спорта организована согласно договоров о сотрудничестве.
14

Регулярное взаимодействие с социальными институтами помогает МБДОУ
реализовывать поставленные задачи по всем направлениям развития личности
ребенка и формируют у него конкретную компетентность.
№

Наименование
учреждения - партнера

1

МУЗ «Центральная
городская больница»
г.Азова Ростовской
области

2

3

предмет договора

Медицинское обслуживание
воспитанников в целях
предупреждения и снижения
заболеваемости
Обеспечение условий для
приобщения детей к истории и
ГУК РО «Азовский
культуре Донского края, для
музей-заповедник»
воспитания у дошкольников
патриотических чувств
Организация совместной работы
по формированию у
дошкольников устойчивого
Детская библиотека им.
интереса к художественной
А. Штанько
литературе, к родному языку и
воспитанию читательской
культуры

сроки
действия
договора

бессрочный

бессрочный

бессрочный

Забота о здоровье воспитанников
МБДОУ №37 г. Азова посещают воспитанники , имеющие в основном
первую и вторую группы здоровья. Практически здоровых детей - 18%;
имеющих незначительные отклонения в развитии, в учреждении 80%.
Воспитанников с хроническими заболеваниями, имеющие третью группу
здоровья - 2%, воспитанников со значительными отклонениями в состоянии
здоровья, имеющих четвертую группу здоровья - 0%. Детей инвалидов в
учреждении нет.
Исходя из этих данных, одной из приоритетных задач МБДОУ является
сохранение и укрепление физического и психического здоровья
воспитанников, снижение заболеваемости, формирование основы культуры
здоровья, активизация физкультурно-оздоровительной работы во всех ее
формах. Реализация этой задачи осуществляется
в соответствии с
требованиями основной общеобразовательной программы.
Организация правильного режима дня, который является необходимым
условием, обеспечивающим укрепление здоровья детей. Для всех возрастных
групп разработан режим дня с учётом возрастных особенностей детей и
специфики сезона (тёплый и холодный период года). Принимая во внимание
новые требования, специфику деятельности МБДОУ и индивидуальные
особенности развития воспитанников, помимо основного режима дня,
разработаны гибкие модели режима дня для каждой возрастной группы.
Главное условие гибкого режима дня, что основные компоненты режима:
15

дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, общее время
прогулок остаются неизменными, так как они являются неотъемлемой
частью оздоровительной работы и соответствуют требованиям к режиму
пребывания детей в образовательном учреждении в соответствии с СанПиН.
Огромное значение в учреждении отводится физическому развитию и
оздоровлению детей через организацию двигательного режима, который
включает в себя: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная
работа в режиме дня - утренняя гимнастика, подвижные игры и физические
упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после
дневного сна, закаливающие мероприятия, физкультурные досуги,
праздники, дни здоровья и каникулы, самостоятельная двигательная
деятельность детей (подвижные игры)
Систематически в учреждении проводятся закаливающие мероприятия с
использованием природных факторов: солнца, воздуха и воды, такие как:
обширное умывание, хождение босиком, нахождение в помещении и на
улице в облегченной одежде, ежедневные прогулки на свежем воздухе,
походы и экскурсии. В учреждении проводится ежедневный контроль за
воздушным и тепловым режимами.
Большое внимание уделяется оздоровительно - профилактической
работе, которая включает в себя витаминотерапию, профилактическую
гимнастику, направленную на
улучшение осанки, профилактику
плоскостопия, зрительных расстройств. Постоянно проводится дыхательная,
пальчиковая и артикуляционная гимнастика, корригирующая гимнастика.
Во всех возрастных группах разработаны комплексы оздоровительных
мероприятий с учётом возрастных особенностей детей, которые включают в
себя профилактические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные
мероприятия и закаливающие процедуры.
В каждой группе имеются списки детей с отметкой группы здоровья,
часто болеющих, состоящих на диспансерном учёте; ведется «Журнал
здоровья», в котором отмечаются: отклонения в состоянии здоровья детей,
физкультурная группа, показатели физического развития, данные по итогам
диагностики уровня физического развития.
Для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции
педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно
проводятся осмотры детей узкими специалистами. Педиатр подводит итог
осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей,
определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план
оздоровления, даёт рекомендации родителям.
Чтобы не допустить распространение коронавирусной инфекции,
администрация МБДОУ №37 г.Азова ввела в 2020г. дополнительные
ограничительные и профилактические меры
в соответствии с
СП3.1/2.4.3598-20;
- ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работниковтермометрию с помощью бесконтактных термометров, и опрос на наличие
признаков инфекционных заболеваний.
16

Лица с признаками инфекционных заболеваний изолируются, а детский
сад уведомляет территориальный орган Роспотребнадзора.
- ежедневную генеральную уборку с применением дезинфицирующих
средств, разведенных в концентрациях по вирусному режиму.
В течение года осуществляется
контроль за физкультурнооздоровительной работой, за организацией питания, соответствия размеров
мебели росту детей со стороны администрации.
Большую роль в системе оздоровительной деятельности в МБДОУ №37
отводится правильной организации питания детей. Для организации
питания
воспитанников
учреждение
располагает
специально
оборудованными помещениями и пищеблоком. МБДОУ № 37 г. Азова
обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в
соответствии с их возрастом и временем пребывания в МБДОУ № 37 г.
Азова, исходя из примерного десятидневного меню, разработанного в
соответствии
с
Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
учреждений и утвержденного заведующим МБДОУ № 37 г. Азова. Контроль
за качеством питания осуществляет заведующий МБДОУ № 37 г. Азова.
В учреждении предусмотрено 4-х разовое питание, с организацией
второго завтрака, включающего в себя витаминизированные напитки - соки и
облегченные продукты питания - фрукты. В обед и полдник предусмотрено
введение в рацион овощей и фруктов. Выдача готовой пищи с пищеблока и
прием пищи осуществляется согласно режиму дня, согласно разработанному
графику выдачи питания в соответствии с возрастными особенностями детей,
санитарно-гигиеническими требованиями и режимом работы МБДОУ
1.2. Анализ работы с семьями воспитанников
Педагогический коллектив МБДОУ №37 г. Азова строит свою работу
по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей..
По результатам опроса, из всего состава родителей 95% имеют
высокую степень интереса к уровню развития и воспитания своего ребенка,
среднюю степень интереса испытывают 5% родителей, семьи, которые
равнодушны к судьбе собственного ребенка, составляют 0%. Большое
внимание мы уделяем изучению образовательных потребностей родителей.
Полученные результаты показали, что контингент родителей
неоднороден, имеет различные цели и ценности. Так как одной из основных
задач ДОУ является удовлетворение потребностей родителей, то для ее
успешного решения необходимо создать разнообразные сегменты
образовательных услуг. Одним из таких решений являются дополнительные
платные образовательные услуги, которые ДОУ планирует ввести в период
реализации Программы развития и реализовывать в дальнейшем в
зависимости от социального заказа родителей.
Однако остается проблемой привлечение родителей к совместной
проектной деятельности. В связи с этим нужно построить работу с
родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и
стремились всячески помочь детскому саду в создании единого
17

образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и
детского сада.
1.3. Сведения о состоянии материально-технической базы
В МБДОУ №37 г. Азова создана материально-техническая база для
жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по
созданию предметно-развивающей пространственной среды. Здание детского
сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация,
сантехническое оборудование в хорошем состоянии.
При создании предметно-развивающей пространственной среды
учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей каждой
группы. Групповые комнаты зонированы, включают игровую, учебную,
обеденную зоны. Группы регулярно пополняются современным игровым
оборудованием, новой мебелью. ППРС всех помещений оптимально
насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого
вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребёнка,
стимулирующее процесс его развития и социализации.
Несмотря на то, что сделано многое, одной из главных задач по
усовершенствованию материально-технической базы остаётся замена
оконных блоков и дверей, приобретение мультимедийного оборудования.
Из вышеизложенного анализа работы следует, что система работы
нашего детского сада требует создания такой модели, где должны быть
предусмотрены все внутренние преобразования, способствующие развитию и
воспитанию детей. Для этого необходимо иметь высококвалифицированный
коллектив педагогов и специалистов, реализующих на высоком уровне
основную общеобразовательную программу ДОУ. В тоже время, у родителей
должны быть сформированы потребность и готовность к конструктивному
сотрудничеству с детским садом, желание участвовать в организации
образовательного процесса. В ДОУ должна быть создана материальнотехническая база, соответствующая современным требованиям.
На сегодняшний день мы имеем огромный потенциал и считаем, что у
нас есть все основания для устранения имеющихся недостатков. Мы будем
стремиться открывать новые дополнительные кружки и расширять
образовательные услуги для построения новой модели своего учреждения –
детского сада.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ДОУ
2.1. Основные цели и задачи концепции
Основной целью развития ДОУ на период до 2022 года, является
совершенствование системы управления ДОУ, обеспечивающей доступность
и новое качество образования в соответствии с индивидуальными
особенностями и склонностями ребенка в период дошкольного детства,
внедряя современные педагогические технологии в условиях интеграции и
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Для достижения поставленной стратегической цели основными задачами
развития выступают:
Стратегические
Основные направления реализации
18

задачи
1. Создание системы
управления качеством
образования,
консультационное и
экспертное
сопровождение
разработки нового
содержания образования в
соответствии с
основными
направлениями
модернизации
российского образования
2. Развитие компетенций
педагогических
работников, необходимых
для создания условий
развития детей в
соответствии с ФГОС
дошкольного образования
3. Создание оптимальных
условий, обеспечивающих
охрану и укрепление
физического здоровья
воспитанников,
приобщение к ценностям
здорового образа жизни

4. Повышение уровня
мотивации родителей и их
компетентности в области
проблем воспитания,
повышения качества
образовательной услуги,
развивая партнерство и
сотрудничество

программных мероприятий
1.1. Разработка механизмов оценки
эффективности инновационной модели
образовательного пространства,
обеспечивающей доступность и новое качество
образования, и реализации программы
развития.
1.2. Совершенствование стратегии и тактики
построения развивающей среды ДОУ с учетом
требований ФГОС ДО, учитывающей принцип
динамичности и развивающего обучения,
возрастные, психологические и физические
особенности воспитанников, способствующей
самореализации ребёнка в разных видах
деятельности.
2.1. Создание необходимых условий для
повышения квалификации, переподготовки,
саморазвития и формирования
профессиональной компетентности педагогов.
2.2. Разработать систему мотивационных
мероприятий, направленных на вовлечение
педагогов в инновационную деятельность.
3.1. Совершенствование системы
здоровьесберегающей деятельности
учреждения, с учетом индивидуальных
особенностей дошкольников;
3.2. Корректировка достигнутого уровня
физического развития детей и медицинского
сопровождения образовательного процесса;
3.3. Создание условий для эффективного
участия всех заинтересованных субъектов в
управлении качеством образовательного
процесса и здоровьесбережения детей.
4.1. Информационно-методическое
сопровождение родителей в построении
индивидуального образовательного маршрута
ребенка;
4.2. Вовлечение и заинтересованность
родителей в воспитательно- образовательном
процессе и формировании развивающей
предметно-пространственной среды;
4.3. Восстановление традиций семейного
воспитания в оздоровлении детей и вовлечение
семьи в образовательный процесс.
4.4. Создание системы консультирования и
19

сопровождения родителей;
4.5. Развитие системы государственнообщественного управления ДОУ на основе
включения родителей управленческий
процесс.
5.1. Организация набора дополнительных
платных услуг с учетом желания детей и
запроса родителей
5.2. Развитие способностей и творческого
потенциала одаренных детей.

5. Расширение спектра
услуг дополнительного
(вариативного)
образования, как
совокупность
деятельности доступной
для широких групп
воспитанников
2.1.1 Создание
системы
управления
качеством
образования,
консультационное и экспертное сопровождение разработки нового
содержания образования в соответствии с основными направлениями
модернизации российского образования.
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными
изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер
деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в
частности.
Понятие «модернизация образования» рассматривается как масштабная
программа государства, осуществляемая при активном содействии общества.
Цель модернизации образования в создании механизма устойчивого
развития системы образования, а также управление качеством образования.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и
эффективного управления им, мы должны учесть тенденции социальных
преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и
профессиональные возможности педагогов учреждения. Постановка задач на
повышение качества образования в дошкольном учреждении, меняет стиль
управления дошкольным учреждением - оно должно быть инновационным, и
более того, гибким, способным быстро воспринимать происходящие
перемены.
Одним из первоначальных условий успешного управления в этой связи
можно назвать нормативно-правовую основу: правовое обеспечение
деятельности образовательного учреждения, которое носит многоуровневый
характер: от федерального до муниципального. С целью обеспечения
эффективности деятельности, учитывать изменения, инновационные
процессы
В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего
общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому
современная модель образования предполагает высокие технологии развития
воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе
современных образовательных стандартов – переход от установки на
запоминание большого количества информации к освоению новых видов
деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование
20

этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк,
что от него требуется владение информационными технологиями, умение
эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать
личностные
ресурсы,
готовность
осуществлять
собственную
образовательную
траекторию,
обеспечивая
успешность
и
конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области
дошкольного образования приобретает особую значимость. «Сегодня
востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог –
психолог, педагог – технолог».
Модернизацию педагогических технологий может реализовывать
педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с
обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по
содержательному наполнению требований к образовательным программам,
условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения
перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения
квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие
творческого педагогического мышления.
Модернизация требует создания и развития различных направлений
повышения профессиональной компетентности педагогических работников
учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ
новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их
готовность
внедрять
инновации,
которые
востребованы
новой
образовательной ситуацией.
 современное
информационное
общество
ставит
перед
образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой
повышения квалификации, задачу подготовки специалистов
способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных
ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело
применяя их на практике.
 самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в
реальной действительности проблемы и искать пути рационального их
решения, используя современные технологии.
 грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для
решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать
гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с
аналогичными
или
альтернативными
вариантами
решения,
устанавливать
статистические
закономерности,
делать
аргументированные выводы, применять полученные выводы для
выявления и решения новых проблем);
 быть коммуникабельными, контактными в различных социальных
группах, уметь работать сообща в различных областях.
В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация
микросреды образовательного пространства за счет установления тесного
взаимодействия детского сада и семьи.
21

Таким образом, модернизированная схема управления позволяет решать
поставленные проблемы в полном объеме.
Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие
образования как открытой и единой государственно-общественной системы:
 введение государственных минимальных требований нормативной
обеспеченности
образовательных
учреждений
(методической,
кадровой, информационной, материально-технической);
 создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого
развития многообразных договорных отношений (между гражданами и
учреждением; между учреждением и его учредителями; между
соучредителями
образовательного
учреждения;
между
образовательными учреждениями и работодателями);
 отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и
софинансирования учреждения органами государственной власти
федерального и регионального уровня и органами местного
самоуправления;
 расширение публичности деятельности
учреждения и органов
управления образованием, использования бюджетных и внебюджетных
средств;
 поддержка
инновационной
деятельности
учреждения
путем
финансирования
и
софинансирования
наиболее
значимых
образовательных проектов;
Управляя качеством, следует четко представлять, на какие результаты
ориентировано
управление,
какими
возможностями
(ресурсами,
потенциалом) располагает ДОУ при обеспечении качества, каков опыт
образовательной деятельности?
В процессе анализа управления качеством образования в ДОУ были
выявлены направления, требующие совершенствования:
 управление
качеством
педагогического
состава
(повышение
квалификационного уровня педагогов, организация и сопровождение
инновационной
педагогической
деятельности,
мотивация
и
стимулирование;
 управление качеством технологии образования подразумевает
использование не просто современных технологий, а варьирование
технологическими характеристиками образования в зависимости от
контингента воспитанников их индивидуальных возможностей,
материально-технических возможностей, концепции воспитательного
процесса и пр.;
 управление информационно-методическим обеспечением, управление
качеством инфраструктуры образования предполагает регулирование
процессов поиска и получения необходимой учебной и научной
информации, использование наиболее эффективных методических
схем образовательного процесса;
 управление качеством образовательной программы, включающей
совершенствование модели выпускника и компетенции выпускника (в
22

соответствии с ФГОС ДО), учебный план, организацию разных видов
детской деятельности (приоритет образовательной деятельности
осуществляемой в режимных моментах).
Система управления качеством образования в ДОУ позволит
совершенствовать процесс управления качеством образования в процессе ее
реализации.
2.1.2 Развитие компетенций педагогических работников, необходимых
для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС
дошкольного образования.
Современное общество предъявляет новые требования к системе
образования подрастающего поколения и в том числе, к первой ее ступени –
к системе дошкольного образования.
Вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного
образования. Появилось множество образовательных программ с
обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача –
введение вариативных организационных форм дошкольного образования и
разработка
основ
нормативного
и
методического
обеспечения
образовательного процесса для этих форм.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на
повышение качества образования в целом и качества подготовки
специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов
образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.
Результаты аттестации педагогических кадров учреждения говорят о росте
профессионального мастерства педагогов. Педагоги владеют большим
объемом знаний, ориентированы на успешную деятельность. Для
большинства
характерны
такие
качества,
как
ответственность,
исполнительности, заинтересованность в результатах дела.
Становление профессиональной компетентности педагога дошкольного
образования понимается как специально организованное, систематическое
взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей
решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации
профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня
профессиональной компетентности. В связи с этим намечен комплекс мер,
формирующий условия для профессиональной самореализации педагогов:
 совершенствование педагогической деятельности - развитие у
педагогов потребности непрерывного профессионального роста;
 обеспечение диагностических и аттестационных процедур для
объективной экспертизы условий, содержания и качества образования;
 контроль за соответствием нормативно – правовых документов
учреждения действующему законодательству в области образования;
 методическое
сопровождение
конкурсов
профессионального
мастерства;
 организация
и
осуществление
непрерывного
образования
педагогических
работников,
направленное
на
повышение

23

профессиональной
компетентности
(курсовая
подготовка
и
переподготовка).
Проблема: На сегодняшний день проблема переподготовки и
повышения квалификации педагогических работников в дошкольном
образовательном учреждении является одной из самых актуальных в
дошкольном образовании. В стремительно меняющемся открытом мире
главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно
демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным
трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии
решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в
полной мере относятся и к педагогу.
С целью повышения качества образования на уровне профессиональных
компетенций и компетентностей педагога в 2013 году был утвержден
профстандарт педагога на всех уровнях образования. В силу данный
документ вступит с 1 января 2018 года, но работа по внедрению
профессионального стандарта в образовательных учреждениях идет полным
ходом уже несколько лет.
Первый вопрос, который возник у педагогов и требовал объяснений и
конкретизации, был, что такое профессиональный стандарт педагога? Цель и
задачи внедрения профстандарта?
Стандарт - это перечень требований, определяющих квалификацию
работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на
него обязанностей.
Цели профессионального стандарта
 Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству
образования
 Установление единых требований к содержанию и качеству
профессиональной педагогической деятельности
 Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при
приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в
профессиональной деятельности.
Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора
современных форм представления результатов педагогической деятельности,
обобщения и распространения передового опыта работы. При этом педагоги
нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированном,
организованном непрерывном образовании (самообразовании).
Возможные риски:
 нарастающий объемом научной информации;
 прогресс в области техники и технологии;
 укоренение в массовой практике представления, согласно которому
любой хороший специалист - хороший педагог. Отсюда критерий
оценки педагогической деятельности - профессиональная работа, а не
педагогическая компетентность.
 недостаточность инновационных программ.
24

2.1.3. Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и
укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к
ценностям здорового образа жизни.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с
охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня
сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических
задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими
нормативно-правовыми документами, как
 Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 41)
 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»;
 Указ президента РФ от 20.04.1993 № 468 «О неотложных мерах по
обеспечению здоровья населения РФ»;
 Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 "Об утверждении
Основных направлений государственной социальной политики по
улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года
(Национального плана действий в интересах детей)"
Здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной
безопасности. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных
знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети
могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной
задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все,
чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует
совместной деятельности педагогов и родителей. Между тем семейное
физическое воспитание способствует как полноценному развитию и
укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного
микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов
сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать
повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к
здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического
воспитания. Необходимо систематизировать физкультурно-оздоровительную
работу, установить взаимодействие педагогов и медицинского работника,
расширить знания педагогов с учетом современных требований и
социальных изменений по формированию основ физического воспитания и
здорового образа жизни.
Проблема: процесс оздоровления не возможен без участия родителей.
К сожалению, многие родители не рассматривают вопросы оздоровления
своего ребенка как первостепенные. Часть из них не в полной мере обладает
необходимыми знаниями по вопросам здорового образа жизни и обеспечения
здоровья своему ребенку, а также необходимо отметить, что многие родители
просто не ведут в семье здоровый образ жизни.

25

Возрастает значимость работы медицинского персонала по дифференциации
(в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации физкультурнооздоровительной и лечебно-профилактической работы в детском саду.
Возможные риски: родители могут недооценивать значимость
физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и не выдерживать
линию преемственности формирования и обеспечения здорового образа
жизни в детском саду и семье.
Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с
осложненными диагнозами, проблемами в здоровье.
2.1.4. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в
области проблем воспитания, повышения качества образовательной
услуги, развивая партнерство и сотрудничество
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление
партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением
и родителями.
Для достижения поставленной задачи нам необходимо выполнить
следующие мероприятия:
 Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов
повышения эффективности воспитательного процесса
 Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и
методы взаимодействия детского сада и семьи.
 Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
 Способствовать активному включению родителей в воспитательно –
образовательный процесс детского сада.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на:
потребности родителей в поддержке, праве ребёнка на педагогически
образованных родителей. Следовательно, воспитание родителей необходимо
для оптимизации процесса воспитания ребёнка. В конечном итоге речь идет о
праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему
возможность всестороннего развития и благополучия.
Для решения этой задачи наряду с традиционными методами: такими как
родительские собрания, консультации, коллективные мероприятия, например
экскурсии, походы, праздники, развлечения и др., планируем реализовать
следующие проекты: «Спасём дерево», «Земля – наш общий дом», «Моя
семья»; «Колесо истории».
В данных проектах проблему взаимодействия детского сада и семьи мы
рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны - это «детский
сад – семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи
на ребёнка через повышение педагогической культуры родителей, оказание
им помощи, с другой стороны - это «Семья - детскому саду» - процесс
характеризуется включением родителей в образовательный процесс ДОУ.
Проблема: не все охотно делятся проблемами в воспитании детей;
низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых
ситуаций.
26

Риски: недостаточность педагогических знаний, отсутствие свободного
времени для общения, нежелании заниматься своими детьми.
2.1.5. Расширение спектра услуг дополнительного (вариативного)
образования, как совокупность деятельности доступной для широких
групп воспитанников.
Меняются стратегии управления, появились новые механизмы
финансирования, позволяющие образовательным учреждениям искать
дополнительные финансовые и социокультурные ресурсы. Статус
дошкольного учреждения оказался в прямой зависимости от мнения
родителей о качестве образования.
Дошкольные образовательные учреждения как наиболее тесно связанные
с реальными процессами, происходящими в обществе в период перемен,
оказались одними из самых динамичных, податливых, но и самых ранимых
элементов в общем процессе социальных преобразований. Сегодня в
практике ДОУ прочно утверждают себя такие экономические категории, как
рынок платных услуг, маркетинговая деятельность, менеджмент.
Сегодня, если у детского сада нет постоянного спонсора, ему нужно
искать пути привлечения средств, для самосохранения, повышения своего
статуса и дальнейшего развития.
В этой ситуации возрастает роль платных образовательных услуг,
основное назначение которых, повышение качества образования, улучшение
материально методического обеспечения образовательного процесса,
создание имиджа ДОУ.
В перспективе развития нашей деятельности: продолжать работу по
созданию механизма прогнозирования потребностей в платных услугах, как
родителей детского сада, так и социума, совершенствование и расширять
спектр дополнительных платных услуг, которые бы развивали детское
творчество, давали детям свободу выражения себя; а также услуги,
направленные на развитие их интеллекта, мышления и познавательных
способностей. Создавать и расширять материально-техническую базу,
развивающую предметно- пространственную среду, отрабатывать формы
контроля за качеством предоставляемых платных услуг, совершенствовать
мониторинговую деятельность по каждому виду предоставляемых платных
услуг, продолжать обеспечивать платные услуги рекламой.
С целью формирования положительного общественного мнения у
родителей, привлечения детей в данные объединения, необходимо
активизировать рекламу оказываемых услуг.
В качестве разных видов рекламы планируем использовать сайт учреждения:
 Рекламные стенды
 Буклеты
 Презентации
 Творческие отчёты перед родителями и др.
Проблема: усиление конкуренции в сфере образования, отсутствие
кадров.

27

Риски: сложное финансовое положение и низкая платежеспособность
населения.
2.2 Сроки и этапы реализации Программы.

2020г

Организационно-подготовительный этап
(создание условий для реализации программы).

2020г
2022г

Коррекционно-развивающий этап
(работа по преобразованию существующей системы, переход
учреждения в проектный режим работы)

Аналитически-информационный этап
(аналитическая оценка качественных изменений
произошедших в учреждении, транслирование передового
опыта работы)
1 этап: 2020 г. Организационно-подготовительный. Выявление проблемных
зон. Анализ состояния здоровья воспитанников, уровня развития детей и
квалификации педагогов, состояния
материально - технической и
финансовой базы ДОУ. Создание нормативно-правовой базы ДОУ
обеспечивающей реализацию Программы. Разработка целевых проектов и
программ.
2 этап: 2020-2022 гг. Практико – реализационный. Реализация Программы.
Отслеживание промежуточных результатов. Организация деятельности
управленческой и методической служб по внедрению инновационных
технологий по реализации Программы. Формирование и апробирование
инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей
новое содержание и качество дошкольного образования. Реализация
образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Введение
профессионального стандарта «Педагог».
3 этап: 2024 г. Рефлексивный (аналитически-информационный). Оценка
эффективности
и
совершенствование
инновационной
модели
образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое
качество образования. Выявление проблем. План действий на преодоление
проблем и трудностей. Внедрение, совершенствование и распространение
перспективного опыта. Оценка качества образования в ДОУ.

2024г

3.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Учитывая, что одним из ведущих принципов педагогической системы
гуманистического типа является субъект—субъектные отношения, мы
стремимся к организации управленческой деятельности как научно
обоснованному, целенаправленному взаимодействию руководителя ДОУ с
другими субъектами образовательного процесса, ориентированного на
достижение запланированного результата. В период разработки Программы
развития ДОУ у учреждения был целый комплекс проблем, требующих
проработки, но коллектив ДОУ принял решение по организации работы
28

только по четырем приоритетным направлениям через реализацию
проектной деятельности в рамках Программы развития. Считаем, что для
небольшого коллектива такой объем работы является оптимальным и даст
желаемые результаты.
Научно-методическое и организационное сопровождение реализации
проектов программы будет осуществлять рабочая группа, созданная из числа
администрации, педагогов, родителей воспитанников. Творческой группе
вменяется в обязанность периодически вносить в проектную деятельность
необходимые коррективы. При этом разработчики проекта стараются не
просто совершенствовать и модернизировать существующие методы и
средства, но применять новейшие достижения научной и практической
мысли в области образования и оздоровления дошкольников, использовать
принципиально новые решения. Мероприятия по реализации проектов
включаются в годовой план работы ДОУ. Система оценки выполнения
мероприятий проектов и программы развития в целом обладает открытостью
и доступностью для всех участников образовательного пространства. Оценка
реализации проектов носит качественный и количественный характер.
Разработанная в программе стратегия развития ДОУ используется в
качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при
разработке годового плана. Мероприятия по реализации проектов
включаются в годовой план работы образовательного учреждения.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и
представляться через Публичный доклад заведующего учреждения, в отчете
о результатах самообследования ДОУ.
Предполагается организация и проведение серии семинаров,
способствующих
психологической
и
практической
готовности
педагогического коллектива к деятельности.
Обмен информацией о ходе реализации мероприятий Программы
развития будет осуществляться через официальный сайт, информационные
уголки, через проведение открытых мероприятий.

29

4.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Об успешности реализации Программы можно судить:
 по четкости выполнения ответственными лицами программных мероприятий в полном объеме и в срок;
 по динамике изменения эффективности деятельности ДОУ по определенным показателям;
 Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов.
При выборе оценочных индикаторов и показателей используются достоверные, сравнимые и доступные данные.
Показатели результативности реализации Программы приведены ниже:
Ожидаемый
социально- Наименование
оценочных Ед.
экономический или
показателей
измерен
иной эффект
(единица измерения показателя)
ия
(показатель эффективности
образования ДОУ)

Фактическо Планируемое значение показателей
е (исходное) по годам реализации программы
значение
показателя 2018 2019 2020 2021 2022

Источники
получения
информации

1. Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки
нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования
1.1.
Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства,
обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития
Качественный
уровень Доля
воспитанников,
образования детей
освоивших
основную
%
97
97
97
98
98
98
мониторинг
образовательную программу
дошкольного образования
Доля выпускников с высоким
80
80
85
91
91
95
мониторинг
уровнем
готовности
к %
обучению в школе
Выполнение нормативных Процент
посещаемости
%
70
72
75
80
85
85
мониторинг
показателей посещаемости воспитанниками учреждения
дошкольных групп

Создание
единой Подключение
к
внутренней и внешней высокоскоростным
сетям,
+
+
+
+
+
+
Отчетность
информационной
сети точка доступа Интернет
ДОУ
Рост
степени Количество информации и
информированности
публикаций ДОУ
9
10
10
10
10
10
Отчетность
населения о состоянии
деятельности в ДОУ
Установление
тесного Заключение
договоров
с
+
+
+
+
+
+
Отчетность
взаимодействия
с социальными партнерами
социальными партнерами
1.2.
Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды Учреждения с учетом требований
ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические
особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Создание
развивающей Доля групп, в полной мере
мониторинг
предметноотвечающих требованиям к
%
87
88
89
90
90
91
пространственной
среды условиям
осуществления
соответствии с ФГОС
образовательного процесса
Уровень обновления и Доля оборудования игровых
мониторинг
пополнения
предметно- площадок,
оборудование
развивающей
среды площадок теневыми навесами
территории
ДОУ:
Ед.
5
6
6
6
6
6
оборудование
игровых
площадок, оборудование
площадок
теневыми
навесами
2. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с
ФГОС дошкольного образования
2.1. Создание необходимых условий для повышения квалификации, саморазвития и формирования профессиональной
37

компетентности педагогов
Обучение
сотрудников Доля педагогов, прошедших
ДОУ на курсах повышения повышение квалификации для
%
100
квалификации различного работы по ФГОС ДО
уровня и направленности
Увеличение доли молодых Увеличение доли лиц до 30 лет
0
педагогов
среди педагогов от общего %
числа педагогов (%)
Аттестация на присвоение Доля педагогов, прошедших
квалификационной
аттестацию на присвоение
100
категории
(первая, квалификационной категории %
высшая),
(первая, высшая), в общем их
количестве
2.2.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов,
позиции
Участие
педагогов
в Доля
педагогов,
мероприятиях различного представивших опыт работы
уровня
через мероприятия, форумы,
конкурсы профессиональной
направленности
муниципального, областного %
25
всероссийского
и
международного уровней, в
профессиональных изданиях и
средствах
массовой
информации
Численность
педагогов, Доля
педагогов,
ставших
1
ставших победителями и победителями и призерами %
призерами
конкурсов конкурсов
педагогического

100

100

100

100

100

мониторинг

0

0

0

1

1

мониторинг
мониторинг

100

100

100

100

100

создавая условия для развития их субъектной
мониторинг

25

50

50

75

75

мониторинг
1

3

3

5

5

38

различного уровня

мастерства,
методических
разработок,
авторских
программ
муниципального,
регионального
и
всероссийского уровня
новых Доля педагогов, владеющих
%
ИКТ - компетентностью

Внедрение
75
75
100
100
100 100
мониторинг
образовательных
технологий
2.3.
Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную
деятельность
Численность
педагогов, Доля педагогов, реализующих
мониторинг
%
100
100
100
100
100
100
реализующих проектов
проекты
3.
Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников,
приобщение к ценностям здорового образа жизни
3. 1. Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей
дошкольников
Реализация
Программы Доля групп, реализующих %
здоровьясбережения
программу
100
100
100
100
100 100
мониторинг
здоровьясбережения
3.2. Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством
образовательного процесса и здоровьесбережения детей
Участие
родителей
в Удельный
вес родителей,
проектной деятельности
принимающих
активное
%
65
70
70
75
80
85
мониторинг
участие
в
проектной
деятельности
Привлечение родителей и Активное участие родителей
детей
к
участию
в
%
65
70
70
75
80
85
мониторинг
совместных мероприятиях,
39

внедрение
нетрадиционных
форм
работы
Удовлетворенность
Доля
родителей,
родителей воспитательно- удовлетворенных
социальный
%
95
95
95
95
100 100
образовательной
образовательными услугами
опрос
деятельностью МБДОУ.
3.3. Корректирование достигнутого уровня физического развития детей и медицинского сопровождения образовательного
процесса
Уровень
заболеваемости Уменьшение
доли
4,8
4,2
4,0
3,8
3,5 3,0
мониторинг
воспитанников
воспитанников, пропустивших д/д
ДОУ по болезни
4. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества
образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество
4.1. Вовлечение и заинтересованность родителей в образовательном процессе и формировании предметнопространственной среды
Участие
родителей
в Удельный
вес
родителей
образовательном процессе, (семей),
принимающих
65
70
70
75
80
85
мониторинг
в мероприятиях ДОУ
активное
участие
в %
образовательном процессе, в
мероприятиях ДОУ
Рост престижа ДОУ
Доля
представителей
социологич
родительской общественности,
%
100
100
100
100
100 100
еский опрос
поддерживающих
деятельность ДОУ
4.2. Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс
Численность родителей в Доля родителей в реализации
65
70
70
75
80
85
мониторинг
реализации
исследовательских
детских %
исследовательских детских работ и проектов
40

работ и проектов
4.3. Создание системы консультирования и сопровождения родителей
Численность
родителей, Доля родителей, вовлеченных
принимающих участие в в групповые формы работы
%
0
0
1
3
4
5
мониторинг
группой форме работы
4.4. Развитие системы государственно-общественного управления ДОУ на основе включения родителей управленческий
процесс
Развитие
общественно- Функционирование
гражданских
форм Попечительского
совета,
управления в ДОУ
обладающего
+
+
+
+
+
+
мониторинг
организаторскими
полномочиями
в
педагогической деятельности
ДОУ
5. Расширение спектра услуг дополнительного (вариативного) образования, как совокупность деятельности доступной для
широких групп воспитанников
5.1 Организация набора дополнительных образовательных услуг с учетом желания детей и запроса родителей
Увеличение охвата детей Доля
численности
детей, Чел.
25
30
40
50
50 50
отчетность
дополнительным
охваченных дополнительным
образованием.
образованием в ДОУ
5.2. Организация платных образовательных платных услуг с учетом желания детей и запроса родителей
Увеличение охвата детей Доля
численности
детей,
20
20
20
30
40
отчетность
дополнительным
охваченных дополнительным Чел.
образованием.
образованием в ДОУ

41

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».