РППС МБДОУ №37 г.Азова

Развивающая предметно- пространственная среда МБДОУ №37 г. Азова
(ООП МБДОУ №37 г. Азова раздел 3 Организационный п.3.2
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (далее – РППС)
должна соответствовать требованиям Стандарта и действующему санитарноэпидемиологическому законодательству.
Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна
обеспечивать реализацию Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями
Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для
реализации
Программы),
материалами,
оборудованием,
электронными
образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми 1) и
средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления
их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
При построении РППС учитываются цели и принципы Примерной программы,
возрастная и гендерная специфика.
В соответствии со Стандартом РППС Организации обеспечивает и гарантирует:
•
охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики
информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление
уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям,
формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии
детей друг с другом и в коллективной работе;
•
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для
реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
•
построение вариативного развивающего образования, ориентированного
на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста,
так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
•
создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования и профессионального развития
педагогических работников, а также содействие в определении собственных
целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
•
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей)
непосредственно
в
образовательную
деятельность,
осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и
укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри
семьи;
•
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности,
интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные
особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
•
создание равных условий, максимально способствующих реализации
различных образовательных программ в Организации, для детей,
принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и

1

Применяется, начиная с возраста 5 лет.

социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья.
РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную,
воспитывающую, мотивирующую функции.
РППС Организации обеспечивает возможность реализации разных видов детской
активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и
правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной,
познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия
произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной
деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей,
охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Принципы формирования среды.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации создается педагогами
для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня
активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории
развития.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
•
содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе
технические и информационные), материалы (в том числе расходные),
инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые
позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с
материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе
развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
•
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов,
мотивов и возможностей детей;
•
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской
активности;
•
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
•
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям
по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной
безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного
процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях:
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и
физической.
Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной
области необходимо следующее.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной
деятельности детей (музыкальном, физкультурном залах, создаются условия для
общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в
разных групповых сочетаниях (за исключением периодов эпидемиологических
ограничений). Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей
группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими
интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для
общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных
возрастных групп (за исключением периодов эпидемиологических ограничений) и

взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств
познавательно- исследовательской деятельности детей.
Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к
объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
В Организации обеспечивается доступность развивающей предметнопространственной среды для воспитанников, в том числе детей-инвалидов. Для детейинвалидов в Организации должна иметься специально приспособленная мебель,
позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со
сверстниками.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации обеспечивает
условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья,
коррекции и компенсации недостатков развития детей.
В групповых и других помещениях выделено пространство для свободного
передвижения детей, зоны для разных видов двигательной активности детей – бега,
прыжков, лазания, метания и др.
В Организации имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития
крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для
развития мелкой моторики.
В Организации созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья
детей, медицинских процедур, профилактических мероприятий.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации обеспечивает
условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических
и учебно-вспомогательных сотрудников.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для
развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство
организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые
игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится
оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и
дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации обеспечивает
условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения
или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и
материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок,
теплица, живой уголок и др.).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для
художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и
прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом;
выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для
изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
В Организации созданы условия для информатизации образовательного процесса.
В групповых помещениях старших и подготовительных групп, музыкальном зале
Организации имеется оборудование для использования информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и
мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.).
Компьютерно-техническое оснащение Организации может использоваться для
различных целей:
для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных
фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию
основной образовательной программы;

для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных
с реализацией Программы и т. п.
Для организации РППС в семейных условиях родителям (законным
представителям) также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой
Организации, которую посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и
общественного воспитания. Знакомство с Программой будет способствовать
конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки
индивидуальности ребенка.
3.2.1 Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию
Программы, а также условия для эмоционального благополучия детей и комфортной
работы сотрудников.
Описание РППС, сформированной в Образовательной организации в соответствии с
МКДО
Структура РППС
Подраздел

Образовательные области
Центр/уголок

Элементы

Социально-коммуникативное развитие
эмоциональное
развитие;

Центр эмоций

Картотека эмоций (смайлов).
Фотокартотека эмоций.

Детские книги, иллюстрирующие разные эмоцио
состояния, в том числе книги-самоделки.
Материалы для эмоциональной релаксации.

социальное
развитие;

Литературный
центр (книжный
уголок)

Книги с художественными произведениями, которы
служить опорой в работе над эмоциональным развити

Методические
материалы Программы

Схемы расположения мебели (столы и стулья) для
социальных ситуаций в группе (классическая
дискуссия, работа в парах, работа в 2-х командах).

Социокультурный Дидактические материалы по социальному развитию
центр
Информационные
материалы,
описывающие
поведения в группе, выполненные с участием детей.

Фотоальбомы с фотографиями различных праз
событий и социальных акций группы.

Литературный
центр (книжный
уголок)

Подбор художественной литературы по соци
развитию, иллюстрирующие различные социальные с
и поведению людей.

Медиатека
дет- Каталог видеокейсов 27 для социального развития.
ского сада и центр
информатизации

Место
для Выделено место для группового общения.
развитие
группового
сбора
коммуникативных
Магнитная или пробковая доска
способностей
и
активности;
•
Интерактивная доска28
•

Напольный ковер или палас

•

Стульчики для каждого ребенка

•

Подушки для сиденья на полу для каждого реб

27

Используется для детей старше 5 лет. 28
Только для старших и подготовительных групп

Центр права

Государственные символы, плакаты с символикой
государства и Ростовской области.
Информационные материалы, описывающие правила
поведения в группе, выполненные с участием детей.

Центр для сюжетноролевых игр

Материалы для сюжетно-ролевых игр
Для игры в семью:
Куклы младенцы и аксессуары для них (одеяльце,
соска, бутылочки и пр.)
•

Куклы в одежде (мальчик и девочка)

•
Кукольная мебель, соразмерная росту ребенка:
столик со стульями,
плита, холодильник, кровать для куклы, шкафчик;
дополнительно: кукольная мягкая мебель (диванчик
или кресло)
•

Коляски

•

Одежда для кукол (для зимы и для лета)

•

Кукольная посуда (кастрюли и сковородки,

тарелки, чашки, ложки и прочее), игрушечная еда
Наборы и аксессуары для игр в профессию:
•

«Доктор»

•

«Парикмахер»

•

«Пожарный»

•

«Полицейский»

•

«Продавец»

•

«Солдат»

•

«Моряк»

Уголок
Материалы настольных игр.
настольных игр

формирование
безопасного
поведения.

Медиатека детского
сада и центр
информатизации

Материалы для работы творческой группы коммуник
центра «Детский журнал».

Уголок
безопасности

Информационные
поведения.

стенды

с

правилами

без

Книги и информационные материалы, иллюстри
правила безопасного поведения в разных ситуац
улице, дома, на воде, в лесу, на проезжей части и пр.

Уголок
Дидактические игры о правилах дорожного движени
настольных игр

Во всех центрах и Наличие информационных знаков «Работа со взросл
уголках,
где
это предметов повышенной опасности.
требуется
Познавательное развитие
Познавательны Центр науки и
е
интересы, естествознания
любознательно
сть
и
мотивация
Литературный центр
(книжный
уголок)
Мини-музей

Познавательны Уголок настольных
е способности и игр
познавательная
активность

Уголок экспериментирования с набором матери
алгоритмов
для
проведения
самостоят
экспериментирования.

Наличие коллекций и детской литературы, отра
приоритетные интересы воспитанников.

Наличие в Образовательной организации ми
познавательной тематики со сменяющейся экспозици
Оборудование
•

Стол (1)

•

Стулья (2-4)

•

Открытый стеллаж для хранения материалов

Материалы
•

Разрезные картинки

•

Пазлы

•

Наборы кубиков с картинками

•

Лото

•

Домино

•

Парные карточки (игры типа «мемори»)

•

Другие настольно-печатные игры с правилам

ходилки и др.) в соответствии с возрастными возмож
детей
•

Шашки, шахматы

•

Игры-головоломки (типа танграм и др.)

Развивающие и дидактические игры.

В
уголках, Продукты проектной деятельности (не менее 2-х про
соответствующих
проекту
Центр мелкой
моторики

Материалы для развития сенсорики, в том числе такт
материалы.

Центр математики Оборудование
•

Стол (1)

•

Стулья (2-4)

•

Открытый стеллаж для хранения материалов

Материалы

•
разнообразный материал в открытых короб
измере-ния, взвешивания, сравнения по величине
Коробки должны быть систематизированы и с
надписями и символами

•
Счетный материал и разноцветные стаканч
сорти-ровки

•
Головоломки (геометрические, сложи узор и
др.)
•
Цифры и арифметические знаки большого
размера (демон-страционный материал)
•

Счеты

•
Весы с объектами для взвешивания и
сравнения

Центр науки
естествознания

•

Линейки разной длины

•

Измерительные рулетки разных видов

•

Часы песочные

•

Секундомер

•

Числовой балансир

•
16

Наборы моделей: для деления на части от 2 до

•

Набор карточек с цифрами и т.п.

Уголок математики с разноуровневыми
материалами.
и Центр науки.
Оборудование
•

Стол (1)

•

Стулья (2-4)

•

Открытый стеллаж для хранения материалов

Материалы
•

Наборы

различных

объектов

для

исследований (коллекции камней, рако- вин,
сосновых

шишек,

минералов, тканей,

семян,

растений (гербарий) и пр.)
•

Увеличительные стекла, лупы

•

Микроскоп

•

Набор магнитов

•

Наборы для экспериментирования

•

Весы

•

Термометры

•

Часы песочные, секундомер

•

Наборы мерных стаканов

•

Календарь погоды

•

Глобус, географические карты, детский атлас

•
Иллюстрированные познавательные книги,
плакаты, картинки

Центр строительства

Оборудование
•

Открытые стеллажи для хранения материалов

•

Ковер или палас на пол

Материалы
•
Крупногабаритные напольные конструкторы:
деревянные, пластиковые
•

Комплекты больших мягких модулей

•

Транспортные игрушки.

•
Фигурки, представляющие людей различного
возраста, национальностей, профессий
•

Фигурки животных

Литературный центр
Детские энциклопедии и тематические словарики,
(книжный уголок) выполненные с помощью детей и членов их семей.

Медиатека
детского сада и центр
информатизации

Аудио, видеоматериалы и электронные
образовательные ресурсы29.

Воображение и Центр конструирования Оборудование
творческая
из дета•
Стол (1)
активность
лей (среднего и мелкого
•
Стулья (2-4)
размера)

29

Используются с возраста 5 лет

•

Открытый стеллаж для хранения материалов

Материалы

•
Наборы конструкторов типа «Lego» (с челове
фи-гурками)

•
Наборы среднего и мелкого конструктора, и
основ-ные детали:
кубики, кирпичики, призмы, конусы

•
Другие настольные конструкторы (металл
магнит-ный и др.)

Уголок для
Оснащение для игр-драматизаций (театрализованных
театрализованных
представлений)
(драматических)
игр
•
Большая складная ширма
•

Стойка-вешалка для костюмов

•
Костюмы,
маски, атрибуты
для
пос
(разыгрывания) двух-трех сказок, соответствующих
детей

•
Атрибуты для ряженья — элементы костюмов
шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее)

•
Атрибуты
в
соответствии
с
соде
имитационных и хороводных игр: маски животных
домашних (взрослых и детенышей), маски ск
персонажей

Разные виды детского театра (одновременно не м
соответствующих лексической теме).

Оснащение для малых форм театрализованных
представлений (кукольный театр, настольный театр и
•

Маленькая ширма для настольного театра

•
Атрибуты и наборы готовых игрушек (
мелкого и среднего размера) или заготовок и полуфаб
для изготовления объемных или плоскостных персо
элементов декораций настольного театра

•
Набор атрибутов и кукол бибабо, соразмерн
взрос-лого (для показа детям) или ребенка (перчаточ
пальчиковые)
• Куклы и атрибуты для пальчикового театра

Центр песка и
воды

Оборудование для рисования на песке и игр с
песком.
Специализированный стол для игр с песком и
водой
•

Наборы для экспериментирования с водой

•

Наборы для экспериментирования с песком

•
Детские метелка и совочек (для подметания
упавшего песка)
•
Детская швабра
пролитую воду)

с

тряпкой

(вытирать

Центр
Оборудование
изобразительного
•
Стол (1-2)
искусства
•
Стулья (2-4)
•

Открытый стеллаж для хранения материалов

•

Доска на стене на уровне ребенка

•

Мольберт

•

Рабочие халаты или фартуки

Материалы
Все для рисования:
•
Бумага и картон разных размеров (А5, А4,
А3, А2) и разных цветов
•

Альбомы для рисования

•

Бумага для акварели

•

Восковые мелки, пастель

•

Простые и цветные карандаши

•
Маркеры,
водной основе)
•

фломастеры

(смываемые,

на

Краски акварельные и гуашевые

•
Кисти круглые и плоские, размеры: № 2– 6,
10–14, 12–13
•
Палитры, стаканчики для воды, подставка
для кистей

•

Печатки, линейки, трафареты

•

Губка, ластик, салфетки, тряпочка для кисти

Все для лепки:
•

Пластилин, глина, масса для лепки

•

Доски для лепки

•

Стеки

Все для поделок и аппликации:
•

Бумага и картон для поделок разных цветов и

•

Материалы для коллажей (не менее 3 типов)

•

Ножницы с тупыми концами

•

Клей-карандаш

•

Природный материал

•

Материалы вторичного использования

Дополнительно:
Материалы
искусства.

для

народного

декоративно-при

Материалы для обучения детей приемам ТРИЗ.
Материалы для дизайн-деятельности.

Центр (уголок)
музыки

Музыкальный центр группы.

Детские музыкальные инструменты (шумовые, струн
ударные, клавишные)
• Музыкально-дидактические игры

Центр
Разноуровневые задания.
строительства,
центр (уголок)
музыки,
центр
мелкой
моторики, центр
конструирования
из
деталей
(среднего
и
мелкого размера),
центр
математики,
центр науки и
естествознания
Центр для
Коллекции предметов-заместителей.
сюжетноролевых игр

Ремесленная
Перечень оборудования:
мастерская
или
студия детского Стеллажи, детские столы и стулья, мольберты, выст
стенды и стеллажи, флипчаты или магнитно-меловы
творчества.
шкафы для хранения оборудования, водопровод.
Перечень материалов:

Перечень материалов, необходимых для организации
творческих мастерских:
•
изобразительные материалы (маркеры, краск
разно-образной фактуры и размера, фломастеры и др
•глина, пластилин, скульптурный пластилин, стеки, д
детские гончарные круги;
•
дизайнерская бумага и картон различных
размеров; • природные материалы (сухие цветы
соломка, тополиный пух, семечки, косточки, перья и
•
бросовый материал;
•
ткань и другие волокнистые материалы, фу
бисер, пайетки, стразы и др.;
•
материалы для творчества: фигурные ком
(дыро-колы), компостеры края и угла, фигурные н
материалы для квиллинга и декупажа, тиснения, шта
др.; • клей ПВА, клей-карандаш, клеевой пистолет
блестками;
•
скотч (тонкий, широкий, двусторонний, на всп
основе, цветной голографический, дизайнерски
рисунком);
•
3D-наклейки;
•
коллекции предметов народного быта и
игрушки.
Математические
представления

Центр математики Центр математики:
Счетные палочки.

Коллекции геометрических фигур и геометрических

Математические пособия, в том числе литература и
листы.
Дидактические и природные материалы для
математического содержания (фишки, ракушки,
шишки).
Картотеки разноуровневых заданий.
Пазлы, конструкторы.
Коллекции предметов-заместителей.
Продукт
последнего
реализованного в группе.

математического

Развивающие игры математического содержания.
Кассы цифр из разных материалов.
Коллекции часов и других измерительных приборов.
Коллекция календарей.

Представления об
окружающем
мире: природа,
экология, техника
и технологии

Центр
естествознания
науки

Уголок экологии и фенологии:
и

Календари погоды.

Книги и энциклопедии о природе, технике и технолог
Иллюстрации различных природных явлений.
Макеты экосистем.
Дидактические игры экологического содержания.
Модель круговорота воды в природе.
Коллекции фотографий природных объектов.
Журналы фенологических наблюдений.
Маршруты экологических троп.
Коллекции игрушечных животных.

Уголок науки: плакаты, книги, пазлы, коллекции час
микроскопы и пр.
Сенсорные коробки.

Глобус, географические карты.
Уголок техники:

Модели техники, альбомы по истории техники и техн

Роботы, программируемые игрушки, трансформеры
технические игрушки.

Зимний сад и, или Коллекции растений с указателями названий рас
теплица.
моделей ухода.
Материалы по уходу за растениями.

Фотографии дикоросов в естественной среде обитани
Представления об
окружающем
мире: общество и
государство,
культура
и
история.
Социокультурные
нормы, традиции
семьи, общества и
государства.
Представления об
отечественных
традициях
и
праздниках.

Социокультурный Фотоальбомы с материалами праздников.
центр
Фотографии и материалы поздравлений именников-д

Центр (уголок)
музыки

Музыкальное оборудование.

Музыкальный зал
Литературный
центр (книжный
уголок)

Коллекции кукол в национальных одеждах.
Книги и энциклопедии о народах России и мира.

Медиатека дет- Набор аудиозаписей, видеоматериалов, фотоматери
ского сада и центр ознакомления с культурой народов мира и России.
информатизации
Выставочный
центр детского
сада

Тематические выставки.

Уголок
для Коллекции атрибутов, сценических декораций и кост
театрализованных организации праздников.
(драматических)
игр
или
костюмерная
кладовая
музыкального
зала
Речевое развитие
Развитие речевого
слуха

Обогащение
словарного
запаса

Литературный
центр (книжный
уголок)

Коллекции книг для чтения вслух.

Центр (уголок)
музыки

Звучащие книги, игрушки, аудиозаписи на ра
носителях, музыкальные инструменты.

Литературный
центр (книжный
уголок)

Детские книги.

Центр речевого
развития

Предметы для рассматривания,
свойств, действий с предметами.

Специальное оборудование для развития речево
(компьютер с программным обеспечением, наушники

сравнения,

обс

Предметные картинки по всем лексическим темам.

Фигурки зверей, домашних животных и их детеныше
насекомых, людей, транспорта и пр. в соответ
лексическими темами.
Образцы детского творчества.

Пиктографические алгоритмы детского планировани
Все центры

Шкафы имеют этикетки-пиктограммы.

Медиатека
дет- Электронные образовательные ресурсы30
ского сада и центр
информатизации
Развитие
Центр речевого
понимания речи и развития
формирования
предпосылок
Центр
грамотности
грамотности и
письма

Центр речевого развития:
Личные буквари, дневники детства, фотоальбомы.
Кассы букв.
Наборы картинок для подбора подписей.
Наборы для печатания.
Центр грамотности и письма:
Оборудование
• Магнитная доска

30

Используются с детьми 5 лет и старше

•

Стол (1)

•

Стулья (2)

•

Открытый стеллаж для хранения материалов

Материалы
•

Плакат с алфавитом

•

Магнитная азбука

•

Кубики с буквами и слогами

•

Цветные и простые карандаши, фломастеры

•

Трафареты

•

Линейки

•

Бумага, конверты

•
Тренажер по «письму», водный фломастер,
тряпочка
Все центры

Вывески, указатели, подписи под картинками.

Все центры

Информационные стенды размещены на высоте,
доступной взгляду ребенка.

Выставочные
центры

Выставки детского творчества с подписями работ.

Культура устной речи Центр
Для игры в семью:
и речевая активность
сюжетноролевых
•
Куклы младенцы и аксессуары для них
игр
(одеяльце, соска, бутылочки
и пр.)
•

Куклы в одежде (мальчик и девочка)

•
Кукольная мебель, соразмерная
ребенка: столик со стульями,

росту

плита, холодильник, кровать для куклы, шкафчик;
дополнительно: кукольная мягкая мебель (диванчик или кресло)

•

Коляски

•

Одежда для кукол (для зимы и для лета)

•

Кукольная посуда (кастрюли и сковородки,

чашки, ложки и прочее), игрушечная еда

Наборы и аксессуары для игр в профессию в соответс
лексической темой.

Театральная
студия.

Гримерная:
- Гримерка с зеркалом
-Раковина для умывания

-Материалы для грима (имеющие сертификаты безоп

-Костюмы, атрибуты, маски, парики, шляпки, платки
театральными куклы, ширмы (маленькая настольная,
напольная)
-Экран и лампа для теневого театра
-Декорации
Игровой интерактивный театр:
-Сцена или ковер
-Занавес
-Кулисы
- Стулья зрительного зала – шт.
-Скамейка - шт.
-Стул детский – шт.
-Шкаф с куклами - шт.
-Стеллаж с атрибутами – шт.
Технические средства:
-Музыкальный центр - шт.

- Световое оборудование – шт.
Дидактические материалы:
-авторские дидактические пособия
-картотека стихов и упражнений по логоритмике
-картотека голосо-дыхательных упражнений
-картотека жестовых стихов и пальчиковых игр
-пособия для развития силы и ловкости пальцев

-пособие на развитие моторики, творчества, фантазии
Учебно-практическое оборудование:

-доска с магнитной поверхностью и набором приспос
для крепления демонстрационного материала

-игровое оборудование, обеспечивающее реализацию
программного содержания (мягкие игрушки)
- Театральные куклы:
Настольные - шт.
Пальчиковые - шт.
Варежковые – шт. .
Марионетки - шт.
Перчаточные «Би-ба-бо» - шт.
Перчаточные малые - штук.
Прыгунки - шт.
Висунки - шт.
Колпачки - шт.

Набор для теневого театра - шт.
Мягкие игрушки для индивидуальной работы - шт.
-Театральный реквизит:
Набор посуды

Набор муляжей овощей и фруктов, продуктов питани
Палочки для логоритмики - шт.
Волшебные палочки - шт.
Вертушки - шт.
Башмачки - пар Перчатки
- шт.
Платочки - шт.
Корзина с масками-шапочками - шт.
Корзинки- шт.
Сумочки - шт.
Декоративные очки - шт.
Декоративные носы - шт.
Наборы аксессуаров – шт.
-Театральные декорации:
Плоскостные деревья - шт.
Плоскостные декорации-полянки - шт.
Мягкие полянки - шт.
Круглые полянки - шт.
Листочки-коврики на пол - шт.
Ширма напольная - шт.
Ширмы настольные - шт.
Стол -шт.
Барьер для цирка - шт.

Тумбы для цирка - шт.
Пуфик принцессы - шт.
Домики - шт.
Теневой театр-экран - шт.
Плоскостной забор - шт.
Плоскостной лес - шт.
Набор для настольного театра - шт.
Набор для палочкового театра - шт.
Занавесы с оформлением для сказок - шт.
- Театральные костюмы:
Сказочные герои русских народных сказок - шт.
Восточные красавицы -шт.
Золушка - 1шт.
Принц - 1 шт.
Король - 1шт.
Придворные дамы - шт.
Крылья бабочек - шт.
Пчелки - шт.
Клоуны - шт.
Клоуны взр. - шт.
Баба Яга взр. - шт.
Леший взр. - шт.
Петрушка взр. - шт.
Красная шапочка - шт.
Божьи коровки - шт.
Буратино - шт.
Юбочки - шт.

Русские сарафаны - шт.
Русские рубашки - шт.
Испанские юбки - шт.
Головные уборы - шт.
Парики - шт.
Перчатки – шт.

Освоение письменной
речи

Центр речевого
развития

Игровой и дидактический материал с буквами,
слогами и словами.
Тематическая зона (например, почта, офис,
типография и пр.)
Кубики с буквами, деревянные буквы,
электронные игры с буквами.
Пишущие средства (карандаши, фломастеры,
ручки) Наборы бумаги, доска, магнитная доска.
Книжки-самоделки.

Литература и
фольклор

Печатные штампы, трафареты.
Оборудование:

Литературный
центр (книжный
•
уголок)

Аудиоцентр с наушниками

•

Мягкая детская мебель (диванчик, кресло)

•

Стол

•

Стулья (2)

•

Книжный стеллаж (низкий, открытый)

Материалы:
•

Диски с аудиозаписями (сказки, рассказы)

•

Диски с музыкой

•
Детская
художественная
литература
(иллюстрированные книги с крупным простым
текстом)
•
Детская познавательная литература (с
большим
количеством
иллюстративного
материала)
Иллюстрированные книги (не менее 5 вариантов
изданий произведения, изучаемого на неделе).
Общее количество книг в книжном уголке (не
менее 1 на каждую пару воспитанников группы).
Определено место для чтения книг
рассматривания иллюстративных материалов.

и

В Образовательной организации создана
библиотека детской литературы.
Выставка книг в книжном уголке учитывает
сезон.
Медиатека
ского сада

дет- Имеются коллекции аудиокниг, мультфильмов31
по изучаемым литературным произведениям.

Художественно-эстетическое развитие
Эстетическое
Центр
Разнообразные материалы для эстетической
отношение
к изобразительного деятельности
(цветная
бумага,
блестки,
окружающему миру
искусукрашения для аппликации, стразы, бусины,
ства
гелиевые ручки, фломастеры, разные виды красок
и пр.).

Литературный
Детские книги с хорошим полиграфическом
центр (книжный исполнением.
уголок)
Во всех центрах
и уголках

Привлекательные дидактические материалы

Центр для
сюжетноролевых игр

В игровой зоне имеется сюжетно-ролевая игра
«Салон красоты», «Дом моделей», «Тюнинговое
ателье для машин» и пр.
Красивые куклы и кукольная посуда.
Репродукции картин.

Знакомство с миром Центр
искусства
изобразительного
Книги по искусству.
искусства
Коллекция предметов народного декоративноприкладного искусства.

31

Используются с возраста 5 лет, материалы адаптированы под максимально допустимую нагрузку
дошкольников

Образцы скульптуры и картин.
Материалы текущего проекта
последнего творческого проекта.

и

продукт

Литературный центр Художественная иллюстрированная детская
(книжный
литература.
уголок)

Изобразительное
творчество

Центр (уголок)
музыки и
музыкальный зал

Музыкальные записи на качественных носителях
(разных стилей, эпох, авторов).

Медиатека
детского сада и центр
информатизации

Видеоматериалы и электронные ресурсы32

Центр
изобразительного
искусства

Белая и цветная бумага разнообразных форматов
и плотности. Кисточки для клея и рисования
разных размеров.
Краски
разных
видов,
разрешенных
к
использованию детьми дошкольного возраста
(акварель33, гуашь, акрил, эбру).
Мелки восковые. Жировая и сухая пастель,
уголь, сангина.
Бумага для акварели и пастели.
Пластилин, глина, воск или другие допустимые
пластические материалы.
Природные материалы, бисер, стразы, нитки,
ткань.
Материалы хранятся в маркированных ящиках и
емкостях.
Мольберты.
Организуются оформленные выставки детских
работ.

Организуются
оформленные
выставки
репродукций
известных
картин,
работ
родственников воспитанников и педагогов
Образовательной организации.
Имеются материалы для наведения порядка в
мастерской.
32

Используются с возраста 5 лет, материалы адаптированы под максимально допустимую нагрузку
дошкольников 33 Начиная с возраста 5 лет.

Музыка и музыкальное творчество

Центр (уголок)
музыки и
музыкальный зал

Музыкальные записи, коллекция
систематизирована и маркирована
Звучащие игрушки
Музыкальные коллекции (записи на CD, DVD,
различных электронных носителях).
Выделена в группе зона для свободного движения
детей под звучащую музыку.
Разнообразные инструменты, в том числе для
шумовых оркестров.
Систематизированная коллекция нот.

Художественное
конструирование и
моделирование

Коллекция танцевальных костюмов и атрибутов
для танцев.
Центр
Материалы и инструменты для конструирования
изобразительного и моделирования различных арт-объектов
искус(цветная бумага, картон, клей), соответствующие
ства
возрасту детей.
Материалы для оригами и киригами.
Организуются выставки детских конструктивных
работ.

Театрально-словесное
творчество

Центр
конструирования
из
деталей
среднего
и Несколько наборов конструкторов.
мелкого размера
Пространство для конструирования тематически
оформлено (например, дизайн-студия, детское
ателье и пр.).
Уголок для
Зеркала, маски, костюмы для театрализации,
театрализованных одежда для мужских и женских ролей, в том числе
(драматических) и профессий.
игр
Имеется сцена (подиум).
Реквизит и декорации для театрализации.
Наборы разных видов театра по лексическим
темам.
Центр для
сюжетноролевых игр

Коллекции афиш, буклетов, театральных билетов.
Игрушки и материалы для сюжетно-ролевых игр.

Физическое развитие
Здоровый

образ жизни Туалетная ком- Предметы личной гигиены в туалетной комнате.
ната, раздевалка,
Алгоритмы культурно-гигиенических навыков,
спальня
одевание.

Центр здоровья

Книги и дидактические материалы, посвященные
здоровому образу жизни (в том числе
иллюстрированные инструкции по чистке зубов,
подбору здоровых продуктов).

Оборудование для закаливания.
дет- Коллекции ЭОР и видеоматериалов34

Медиатека
ского сада и
центр
информатизации
Представления о своем Центр мелкой
теле
и
физических моторики
возможностях,
произвольность
и
координация движений.

Оборудование
•

Стол (1)

•

Стулья (2-4)

•
Открытый
материалов

стеллаж

для

хранения

Материалы
•

Игра «Собери бусы»

•

Детская мозаика

•

Игрушки с действиями: нанизывающиеся

(башенки,

пирамидки,

бусы

и

др.)

навинчивающиеся ввинчивающиеся вкладыши
Дополнительно:
Предметы для развития мелкой моторики (бумага
и карандаши для штриховки, крупы и фасоль,
застежки, шнуровки).

Площадка
для Полифункциональные материалы для подвижных
активного
и малоподвижных игр.
отдыха
(спортивный
уголок)
34

Используется, начиная с возраста 5 лет.

Движение и двигательная Площадка для Шведская стенка или спортивный уголок (с
активность
активного
канатом, кольцами и пр.)
отдыха
(спортивный
•
Спортивные маты
уголок)
•
Детские спортивные тренажеры
Атрибуты для зарядки.
Оборудование для развития крупной моторики с
оборудованным местом для хранения мобильного
оборудования,
инвентаря
и
снаряжения.
Оборудование маркировано.
Выделены зоны для активных и спокойных игр.
Прозрачные боксы для игр.

Физкультурный Физкультурный зал оборудован шведской стенкой.
зал
Оборудование для развития крупной моторики с
оборудованным местом для хранения мобильного
оборудования,
инвентаря
и
снаряжения.
Оборудование маркировано.
Прогулочная
площадка

Велосипеды, самокаты.
Полифункциональные комплексы на прогулке.
Зонирование пространства на прогулке: беговые
дорожки, игровые конструкции с лестницами и
стенками для подвижных игр и лазания.
Наличие веранд или беседок для прогулок во время
дождя.

Подвижные
физкультура и
спорт

Наличие тематических игровых комплексов на
прогулочных площадках.
игры, Физкультурный Стационарное и мобильное оборудование для
зал и площадка подвижных игр (игровые комплексы, горки, качели,
для активного мячи, обручи, скакалки).
отдыха
(спортивный
Инвентарь для спортивных игр (кегли, ракетки,
уголок)
воланы, корзины для баскетбола).

Максимальная реализация образовательного потенциала пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или
находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы
(далее - участок) осуществляется за счет создания единого образовательного
пространства, в котором вспомогательные помещения (вестибюли, коридоры,
лестницы, переходы) несут не только функциональную, но и развивающую нагрузку.
Дифференциация материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
учетом интересов детей
В Программе развивающая предметно-пространственная среда является одним из
элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при
организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности
выбор занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в
обеспечении условий для самореализации через различные виды детских
деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).
Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы организуется
в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и
пр.), оснащенных большим
количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Разделение пространства в помещении группы на
центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и
занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя
конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны
взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать,
где и как работать с материалами. Количество и организация Центров варьируется в
зависимости от возраста детей, размера и конфигурации группы.
Таблица Распределение центров активности по возрастным группам
Название центра
Ранний Младшая Средняя Старшая Подготовительная
возраст группа
группа
группа
группа
Центр строительства

да

да

да

да

да

Центр для сюжетно-ролевых
игр

да

да

да

да

да

Уголок для театрализованных
(драматических)

да

да

да

да

да

Центр (уголок) музыки

да

да

да

да

да

Центр изобразительного
искусства

да

да

да

да

да

/ да

да

да

да

да

Центр мелкой
сенсорная зона

моторики

Центр конструирования из
деталей среднего и мелкого
размера

нет

да

да

да

да

Уголок настольных игр

нет

да

да

да

да

Центр математики

нет

да

да

да

да

Уголок науки и естествознания нет
(экспериментирования)

нет

да

да

да

Центр грамотности и письма

нет

нет

да

да

Литературный центр (книжный да
уголок)

да

да

да

да

Центр речевого развития36

да

да

да

да

да

Место для отдыха (центр
релаксации)

да

да

да

да

да

Уголок уединения

да

да

да

да

да

Центр песка и воды / центр
рисования на песке

Да /нет Да/нет

Нет/да

Нет/да

Нет/да

Центр здоровья

да

да

да

да

да

Уголок дежурства

нет

нет

да

да

да

Центр права

нет

нет

нет

да

да

Социально-культурный центр

нет

да

да

да

да

Площадка для активного
отдыха (спортивный уголок)37

да

да

да

да

да

Место для группового сбора

да

да

да

да

да

Место для коллективных
занятий

нет

нет

да

да

да

нет

35

Учет национально-культурных условий 36

Создание условий учета особенностей и коррекции недостатков развития детей 37
Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, двигательной активности

В случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия
обеспечиваются в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации ребенка-инвалида. В общих помещениях детского сада
(рекреациях, коридорах и другие свободные пространства детского сада) для
организованы:
-

для проведения занятий по интересам (библиотека);

для физической активности (классики на полу, кегли, физкультурные
тренажеры, детский настольный футбол и т. д.);
для выставки детских достижений (рисунки, фотографии, поделки, стенгазеты,
коллективные работы и пр.);
-

для информационных целей (стенды, объявления и т. д. для родителей и детей).
Основные принципы оформления пространства

В групповом помещении всегда есть специальное место для размещения различных
плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и пр., так называемый «групповой
стенд» (один или несколько). Материал стенда нужен и интересен детям. Материалы,
размещенные на стендах, должны быть интересны и нужны детям. На стенде
размещается меню на день, написанное крупными печатными буквами, текст новой песенки, кто сегодня дежурный, у кого сегодня день рождения, новости
дня и т. д. Особый интерес у детей вызывают их собственные поделки и фотографии.
Часть стендов может занимать так называемый справочный материал. Он будет
помогать детям в их занятиях или информировать их. На стенде недалеко от центра
грамоты и письма размещается алфавит, около центра математики — плакат с
числами. Материалы регулярно обновляются. Материалы соответствуют возрастным
возможностям детей. Материалы снабжены надписями. Материалы, вывешенные на
стенде,
обязательно нужно подписывать крупными печатными буквами, хотя большинство
дошкольников еще не умеют читать. Тем самым педагог знакомит детей с печатным
текстом, стимулирует интерес к чтению,
а также помогает им понять, что благодаря подписям люди могут больше узнавать о
представленных картинках и фотографиях.
Стенд с фотографиями. На стенде с фотографиями размещаются фотографии детей,
занимающихся
той или иной деятельностью, а также фотографии их семей, размещенные на стенде,
помогающие каждому ребенку чувствовать себя полноценным членом группы. При
этом если такой стенд организуется, то
на нем должны быть представлены фотографии всех детей группы. Фотографии также
можно сопроводить печатными подписями или высказываниями детей по поводу
изображенных на них эпизодов.
Выставка детских работ.
Размещение на стенде детских рисунков и поделок означает признание их значения, а
также стимулирует детей ответственно относиться к своим работам. Детские работы и
необходимые материалы выставляются на уровне, удобном детям для рассматривания
и обмена мнениями.
Мебель для центров активности
Мебель в центрах активности способствует детской игре и обеспечивает доступность
для детей и удобство размещения игровых материалов.

Мебель в группе мобильна (легко передвигаема), что позволяет легко
трансформировать (изменять) пространство. Столы и стулья легкие и штабелируемые,
тогда дети сами смогут, по мере необходимости, легко освобождать и заполнять
пространство группы столами и стульями. Используются легкие ширмы и низкие
стеллажи на колесиках, изменяющее пространство, создавая, убирая и трансформируя
центры активности. Обустройство групп безопасно: мебель на колесиках — снабжена
замками-блокираторами, стеллажи — устойчивые и т. д. Мебель и оборудование в
группе и на участке расположена таким образом, чтобы обеспечить безопасность
передвижения детей.
От подбора и расстановки мебели во многом зависит удобство присмотра за детьми.
Используются низкие шкафчики или стеллажи без задних стенок, а высокая мебель
стоит вдоль стен. В группе необходимо предусмотреть специальное место для
хранения детских портфолио. Портфолио должны быть легко доступны детям.
Материалы для центров активности
Развивающий материал в центрах активности несут максимальный развивающий и
обучающий эффект, для соблюдаются некоторые основные условия:
А) Упорядоченность материалов. У каждого материала определено свое определенное
место. Весь материал хорошо классифицирован, сгруппирован и находится в
соответствующих центрах активности.
Оснащение соответствует характеру занятий в центре активности, чтобы дети всегда
знали, что где находится.
Достаточность материалов. Материалов достаточно для всех желающих ими
воспользоваться, чтобы у детей не возникало излишней конкуренции и опасения, что
более не будет возможности воспользоваться этими материалами. Количество книг в
книжном уголке не менее 1 на двух детей группы.
Разнообразие материалов. Материалы максимально разнообразны, чтобы любой
ребенок смог найти себе занятие по интересам, и полифункциональны, побуждающие
детей к творчеству и инициативе.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Материалы
подбираюся разного уровня сложности, отвечать возрастным и индивидуальным
возможностям детей. Учебные материалы следует
подбирать таким образом, чтобы работа с ними не была слишком легкой, но и не
вызывала у детей серьезных затруднений.
Доступность и удобство использования. Все материалы для игр и самостоятельных
занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Центры
активности и материалы помечены ярлыками (рисунками, пиктограммами) и
снабжены четкими надписями крупными печатными буквами. Материалы,
предназначенные для активной детской деятельности размещены в открытых
пластмассовые контейнеры (коробках, корзинах, банках и т. д.). При этом контейнеры,
легкие и вместительные располагаются на полках таким образом, чтобы ими было
легко и удобно пользоваться. Их необходимо систематизировать и снабдить
необходимыми надписями и символами (слова + пиктограммы-картинки/фотографии).
Автодидактика. Во всех центрах активности имеется много материалов, с которыми
дети могут работать без помощи воспитателя, а также материалы с элементами
автодидактики.
Регулярное обновление. Учебные и игровые материалы должны регулярно обновляться
в соответствии с Программой и интересами детей. Новый материал появляется не
реже чем 1 раз в неделю. При этом появление нового материала объявляется детям на
утреннем круге, на котором дети знакомятся с новым материалом, а при
необходимости, обучаются, как им можно пользоваться.
Привлекательность для детей. Материалы центров должны быть интересны детям
как по содержанию, так и по оформлению, тогда дети с увлечением и по собственной

инициативе работают с материалами, проявляют интерес к новинкам, стараются
научиться ими пользоваться.
Прочность и безопасность. Все материалы должны обладать определенным запасом
прочности, чтобы дети не боялись сломать или испортить их.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».